Новости

Обзор фильма «Никто». Поменьше «Хардкора», побольше «Драйва»

В отличие от дебюта, вторая полнометражная работа лучшего клипмейкера СНГ гораздо больше похожа на настоящее кино.

Трудно поверить, но «Хардкор» Ильи Найшуллера вышел аж пять лет назад. И хотя на Западе боевик от первого лица приняли не особо радушно, а в прокате он не провалился только благодаря мизерному бюджету, у нас молодого режиссёра сразу же причислили к пантеону надежд российского кино. Правда, никаких заметных бонусов это признание ему, кажется, не принесло. Единственный анонсированный крупный проект, вампирский сериал «Карамора», угодил в производственный ад, а затем и вовсе перешёл под единоличный творческий контроль Данилы Козловского. Ну а главным работодателем самого Найшуллера стал Сергей Шнуров, для которого постановщик снял три лучших русскоязычных клипа последнего десятилетия — «Кольщик», «Вояж» и «Жу жу». Был ещё «Цой», но чем реже приходится о нём вспоминать, тем лучше.

Казалось, что Илья Найшуллер так и останется творцом одного локального хита, однако «Никто» развеивает эти опасения всего за полтора часа.

Хитч Мэнселл — необычный человек с необычным прошлым, который, тем не менее, много лет пытается вести обычную жизнь. С женой, двумя детьми, работой в офисе, мелкими бытовыми неприятностями и депрессией. Это одновременно и награда, и наказание за годы, полные насилия: в молодости Хитч был одним из тех людей, о ком даже самые страшные бандиты рассказывают друг другу шёпотом. Но былые деньки давно позади. Будучи законопослушным гражданином, Мэнселл не даёт отпор парочке незадачливых грабителей, которые посреди ночи вламываются в дом и по ходу дела избивают его сына-подростка — этот случай будит в Хитче спящего зверя. А тот, вырвавшись на волю, втягивает героя и его семью в круговорот бед.

Если верить Найшуллеру, «Никто» — от и до проект Боба Оденкёрка, звезды «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу». Он выступил продюсером, он нанял Илью и сценариста Дерека Колстада, он же утвердил весь актёрский состав и сам исполнил главную роль. В конце концов, история тоже принадлежит ему: дескать, несколько лет назад в дом к Оденкёрку залез невменяемый наркоман, и актёр попросту не знал, как себя вести. К счастью, полиция подоспела вовремя и всё обошлось, однако происшествие оставило потрясение, которое как раз и вылилось в создание «Никто».

Тут можно было бы заявить, что весь фильм — сплошное power fantasy, где могучий Боб Оденкёрк жестоко мстит обидчикам, чтобы справиться с реальными комплексами, но это справедливо лишь отчасти. По сути, «Никто» — это фантазия не о силе, а скорее о бессилии. Героя тяготит повседневность, удручают прохладные отношения с женой и открытое неуважение со стороны сына. Он ищет отдушину в драках, сам нарывается на неприятности и пару раз за фильм чуть ли не молится, чтобы события пошли по наихудшему сценарию. Но в попытках разрядить стресс экстремальными методами он подвергает опасности своих близких, из-за чего сам же и страдает: насилие кажется лучшим выходом лишь до тех пор, пока лавина проблем не набирает мощь.

Обзор фильма «Никто». Поменьше «Хардкора», побольше «Драйва»

С таким зачином можно было бы сделать неплохую криминальную драму в духе Скорсезе, однако сценарист Дерек Колстад, написавший трилогию «Джон Уик», использует все дополнительные смыслы и психологические тонкости исключительно в качестве украшений для олдскульного боевика. Но это едва ли претензия, ведь боевик-то получился отличным. С первых кадров чувствуется, что «Никто» снял режиссёр, который дорожит как своим временем, так и зрительским: ни одна секунда не тратится попусту, всё идёт на раскрытие персонажей, развитие сюжета и экшен. Съёмка клипов явно помогла Найшуллеру улучшить чувство ритма и меры. В «Хардкоре» были проблемы и с тем, и с другим, а здесь же всё сбалансировано: драки оттеняет драма, драму разбавляет комедия, а комедию заземляют кровавые драки. Хореография боёв в «Никто» намеренно грязная, будто бы небрежная — всё-таки Хитчу уже за полтинник, а в деле он не был по меньшей мере лет пятнадцать. Так что в первой же рукопашке герой огребает немногим меньше оппонентов, что лишь добавляет фильму реалистичности.

Ещё в картине много уместного и довольно разнообразного юмора. Есть и шутки «для своих», типа яркого камео Шнура, и забавный повторяющийся гэг, и просто остроумно написанные диалоги, хотя половина всего этого добра работает исключительно благодаря таланту Боба Оденкёрка. Он, кстати, подтверждает свой статус одного из самых недооценённых актёров поколения, а в придачу доказывает профпригодность в качестве звезды боевиков. Если Лиаму Нисону когда-нибудь надоест бегать с пистолетом, то у него будет достойный преемник из той же возрастной категории.

Обзор фильма «Никто». Поменьше «Хардкора», побольше «Драйва»

Помимо прочего, «Никто» отлично выглядит и звучит. Визуально фильм напоминает ускоренный «Драйв» Николаса Виндинга Рефна: собственно, по словам Найшуллера, он и был одним из ключевых референсов. По музыкальности же картина почти догоняет «Малыша на драйве». В саундтреке инди-поп соседствует с рок-н-роллом, джазом и даже песней «Бухгалтер» группы «Комбинация». Последнюю незабываемо исполняет Алексей Серебряков, который играет главного злодея и в наглую крадёт каждую сцену со своим участием. Уж сколько русских бандитов было в голливудском кино, но столь колоритных и аутентичных — ни разу. Такую сочную клюкву могут сделать лишь выходцы из России.

«Никто» не совершает никакой революции в жанре, но у него и нет такой задачи. Это по всем параметрам отличный комедийный боевик с удачными вкраплениями драмы и той чистой энергией, которую подрастеряли сиквелы «Джона Уика». Если зритель ещё не устал от таких фильмов, то лента должна вывести карьеры Ильи Найшуллера и Боба Оденкёрка на новый, вполне заслуженный виток.

  Больше на Игромании

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»